Собственно, узнал об этом фильме я только вчера. Я слышал, что парень, который сыграл Гамбита в "Росомахе.Начало" снимается в каком-то фантастическом фильме, но не придал, если честно, особого этому значения, хотя персональный фильм про Гамбита я бы посмотрел, уж больно нравится мне этот персонаж.
Прочитал я статью об этом фильме в "МФ" и, прочувствовав амбициозность планов, а именно факт, что фильм снят по роману Э.Р. Бэрроуза, опубликованного 100 лет назад, а так же попытки Лукаса и прочих мэтров жанра в свое время экранизировать это... я понял, что фильм посмотреть стоит обязательно, хотя, следует отметить, что рекламная кампания у картины, скажем, совершенно невнятная - начиная от постера, заканчивая аннотацией на флаере. Мой друг, посмотрев трейлер, так и не понял, о чем вообще фильм, так как и половины его драматического содержания в нем не отражается.

В общем, начну так, лаконично. "Джон Картер"" оставил далекоо-о-о позади детскую и элементарную сказочку под названием "Аватар" и остановился буквально в десяти метрах не доходя до уровня всем известной саги Джорджа Лукаса.
Сразу отмечу, что в фильме присутствует изысканная и талантливая рука студии Pixar (моё неравнодушие к ней в силу причастности С.Джобса и вообще любви к её анимации, мне кажется, несет семя объективности в себе Вы же тоже любите ВАЛЛ-И, ну правда?), которые, как я узнал, заявили, что "Джон Картер" будет их первой работой в жанре кино. Пейзажи, персонажи, битвы и спецэффекты в общем - прорисованы божественно. Если у Вас есть возможность - сходите на фильм в IMAX, я, зная технологию, почти уверен, что фильм там будет выглядеть потрясающе. Общий концепт расы тарков, технологии кораблей двух воюющих городов, марсианской живности (которой в фильме, к слову, представлено не так много - я насчитал только двух представителей фауны, транспортного кодоя (ну кодой же, вы поймете) и милую преданную собачку, имеющую в себе отдаленные черты Джаббы Хатта, но они сделаны настолько шикарно, что просто дух захватывает.

В первую очередь, фильм от подобий отличается наличием очень сильного сценария (с огрехами и не идеального, отрицать не буду) с огромным количеством проблематики. Герои, начиная от самого Джона Картера и заканчивая вождем тарков, который и приютил героя фильма в самом начале, продуманы просто невероятно. О каждом из них можно снять (или написать) отдельный фильм с просто потрясающей историей. Их судьбы сложны и неоднозначны, протагонист руководствуется своими, не-штампованными ценностями, он не бросается за красавицей-принцессой подобно иному кино-самцу, но регулярно вспоминает о потерянной в пожаре семье и своей вполне приземленной мечте найти пещеру с золотом. Скажем сразу, изначально наш герой - искатель сокровищ, кавалерист, без высоких ценностей, желающий быть в стороне от войны (он долго сопротивляется попыткам завербовать его в армию). Первое его желание это не спасти прекрасную даму и Марс заодно, но вернуться домой, к своей пещере, набитой золотом. Лишь в процессе фильма, переосмысливая свое прошлое, Джон Картер решает остаться на Марсе и таки поразить нерадивых тиранов, воцарив мир и жвачку на Красной Планете.

Скажу честно, даже супостат Таль Аджас не выглядит, как мне кажется, таким уж обычным картонным злодеем, а вполне изящным и властозависимым правителем. На самом деле, само противостояние Гелиума и Заданга, двух основных городов Марса, не выглядит как еще одна битва добра со злом, нет. Как верно подмечает в фильме Джон Картер, каждый говорит, что правда на его стороне - так и тут. Заданга выглядит агрессивнее, но, как по мне, получается это лишь потому, что именно Заданге помогают терны, посланники Богини, и в силу внезапно оказавшейся в руках вундервафли Таль Аджас аннигилирует все, что движется, оно и понятно.

Мне особенно нравится, как сделаны тарки, племя зеленых четвероруких клыкарей, которые и подобрали нашего главного героя. С одной стороны, это чертовски самобытный классический народ с отсталой культурой и техникой, ведущий кочевой образ жизни, а так же в обществе которого серьезно развиты коллективные мифы и обычаи, крайне религиозен. В общем, такие народы есть везде, в том числе, и на нашей Земле. Их глава, Тарс Таркас, который и защищает протагониста от других тарков - настолько глубоко прорисован, чего стоит история с его тайной дочерью в обществе, где семейные связи скрываются и их невозможно узнать.

Подводя черту в анализе персонажей, могу сказать, что здесь нет добрых и злых персонажей, здесь есть у каждого свои цели и своя правда, и все персонажи стараются любыми методами эти цели реализовать. Лишь в конце, конечно, завершение сюжетных линий сводится к такому вполне предсказуемому хэппи-энду, что немного смазало впечатление, но, как по мне, это точно сильнейший фантастический фильм за многое время, если говорить о совокупности сценария и спец-эффектов.

На кинопоиске оценка фильма держится в районе 7 баллов, что у меня лично вызывает некое возмущение, а уж рейтинг критиков в 50% так вообще. За последнее время ничего, способного противопоставиться в данном жанре ДК, не выходило и, вроде бы, не намечается. Кинокомиксы от MARVEL - другая ниша, сравнивать их глупо.

Лично я поставил этому фильму твердую и уверенную 8, стремящуюся к 9, из-за сценарных огрехов. История чертовски годная, но до ума в некоторых моментах, как в финале, например, её не довели.